Наш мозг ежедневно справляется с огромным количеством задач и, несомненно, преуспевает в этом деле. Но идеально ли работает мышление или в нашей системе тоже есть баги?

Когнитивная наука выделяет ряд систематических ошибок в работе нашего мозга, так называемых когнитивных искажений. Они представляют собой определённые сбои в поведении, восприятии и мышлении. Вызывают же эти искажения наши установившиеся убеждения и стереотипы, эмоциональные, моральные или социальные причины, или же неправильная обработка и анализ полученной информации.

LSK YOUTH предлагает вам ознакомиться с некоторыми из таких когнитивных ошибок, чтобы не попадаться на уловки нашего мозга в будущем.

  • Подчинение авторитету

Название говорит само за себя – зачастую мы подчиняемся указаниям более влиятельного и стоящего выше по статусу человека. Естественно, можно считать это неким правилом, устоявшемся в социуме, которого следует придерживаться и которое не несёт за собой летальных последствий. Но что, если такое безоговорочное выполнение инструкций выходит за рамки?

Исследование Стэнли Милгрэма показало нам, насколько далеко готов пойти человек, следуя авторитетному мнению. В его эксперименте участвовали актёр, игравший роль «ученика», испытуемый («учитель») и сам экспериментатор. Заданием ученика было заучивание пар слов из списка. Учитель, в свою очередь, проверял память первого и наказывал его за ошибки электрическим разрядом, мощность которого увеличивалась с каждым последующим неправильным ответом. Результаты опыта поражают жестокостью: 26 испытуемых из 40 оказались не в состоянии противиться указаниям экспериментатора и в своих наказаниях дошли до критической отметки в 450 В. Укоренившаяся в нашем сознании необходимость следовать авторитету сильна настолько, что подавляет порой главные моральные принципы.

  • Проклятие знания

Суть искажения заключается в том, что, обладая знаниями в определённой области, нам бывает очень сложно рассматривать её проблемы с точки зрения менее информированных людей.

В подтверждение этой мысли был проведён очень простой эксперимент: одна группа участников «выстукивала» на столе мотив песни. Другой группе необходимо было её отгадать. По прогнозам первой группы, около 50% слушателей должны были угадать песню правильно. В действительности всего 2,5% справились с этой задачей.

Подобный эффект можно наблюдать и при игре в шарады. Показывающему трудно поверить в то, что его товарищи не могут угадать передаваемую им фразу.

  • Эффект знакомства с объектом

Мы склонны выражать необоснованную симпатию к тем объектам, которые нам знакомы. Этот же феномен существует и в межличностных отношениях – чем чаще мы видим человека, тем привлекательнее он нам кажется.

Реклама – одно из самых распространённых применений эффекта. Исследование, направленное на его подтверждение, показало, что испытуемые, видевшие мелькавшие рекламные баннеры во время чтения статьи, в результате оценили те объявления, которые встречались им чаще других.

  • Фундаментальная ошибка атрибуции

Склонность объяснять поступки и поведение других людей, ссылаясь на их личностные качества, а собственному поведению приписывать влияние внешних факторов.

Примером может послужить любая жизненная ситуация. Чужое опоздание мы скорее оправдаем непунктуальностью и несобранностью, тогда как собственное – пробками на дорогах или тем, что «вчера был вынужден лечь спать поздно».

  • Склонность к подтверждению своей точки зрения

Человеку свойственно искать и воспринимать информацию таким образом, чтобы она подтверждала его убеждения и ожидания.

В одном из многочисленных экспериментов по данному вопросу участникам предлагали оценить другого человека в формате «интроверт-экстраверт» на основе интервью, для проведения которого им был предложен список вопросов. Если человека, у которого брали интервью, представляли как интроверта, в выборе вопросов участники склонялись к таким, что предполагают интроверсию. Например: «Чем неприятны для Вас шумные компании?».  В случае же, когда человека представляли экстравертом, вопросы были соответствующими этому ожиданию.

Список подобных ошибок нашего мышления довольно большой. Некоторые искажения помогают нам лучше справиться со сложившейся ситуацией, некоторые – лишь усугубляют положение. Но в любом случае, тот, кто осведомлён – вооружен.
И команда LSK YOUTH надеется положить начало в вашем осведомлении и усовершенствовании собственного мышления.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *